МОСКВА (Рейтер) - Российский Центробанк пошел на более решительное, чем прежде, снижение ключевой ставки - сразу на 100 базисных пунктов - доведя ее до самого низкого в постсоветской истории уровня 4,50% для поддержания ослабленной коронавирусом экономики.
Ниже следуют комментарии аналитиков (обновления отмечены *).
Кирилл Соколов, главный экономист Совкомбанка:
Банк России ожидаемо снизил ключевую ставку на 100 базисных пунктов, до исторического минимума в 4,5% годовых. В условиях резкого сокращения экономики и подавленной инфляции Центробанк усиливает поддержку совокупного спроса монетарными методами. Ключевая ставка опустилась существенно ниже нейтрального диапазона 6-7%.
При этом регулятор оставил сигнал о возможности снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. В отсутствие внешних шоков ожидаем увидеть ключевую ставку в этом году на уровне 4%.
Преодоление негативных последствий коронавируса является сейчас центральной задачей правительства и Центробанка. Согласно прогнозу ЦБ, российская экономика в этом году сократится на 4-6%. При этом инфляция к середине июня составила 3,1%, что почти на процентный пункт ниже целевого уровня Банка России.
Снижение ключевой ставки позволит понизить ставки по кредитам, в том числе по ипотечным. Это окажет существенную помощь экономике, поскольку сделает более доступными кредиты для компаний и граждан. Граждане и бизнес получат возможность рефинансировать кредиты под более низкую процентную ставку, снизить долговую нагрузку и высвободить средства на потребление и инвестиции. В полную силу смягчение монетарной политики заработает, как только будут сняты карантинные меры, поскольку спрос в экономике сейчас в основном ограничен режимом самоизоляции.
Снижение ключевой ставки и сигнал о возможности дальнейшего смягчения монетарной политики также позволит снизить ставки на долговом рынке. Уменьшение стоимости заимствований для Минфина позволит нарастить внутренний долг для финансирования дефицита бюджета, не увеличивая расходы на обслуживание долга. Вслед за ожидаемым снижением доходностей корпоративные заемщики смогут рефинансировать старые долги или привлечь новые под более низкие ставки.
В этом году Банк России снизил ключевую ставку на 175 базисных пунктов. Отметим, что регулятор движется в русле мировых тенденций агрессивного смягчения монетарной политики. Так Центробанк Мексики в этом году снизил ключевую ставку на 175 базисных пунктов, ЦБ Бразилии - на 225 базисных пунктов, ЦБ ЮАР – на 275 базисных пунктов, ЦБ Турции – на 375 базисных пунктов. При этом в условиях рецессии все указанные Центробанки нацелены дальше снижать стоимость денег в экономике. Кроме этого, Центробанки ЮАР, Турции и Индонезии в этот кризис запустили программы количественного смягчения для снижения ставок на долговом рынке и помощи правительству в финансировании дефицита бюджета.
Евгений Кошелев, Росбанк:
Довольно сильный пресс-релиз Банка России – отражены сразу несколько факторов за пределами наших ожиданий – что позволило не только снизить ставку на 100 базисных пунктов, но и сохранить перспективу дальнейшего снижения на последующих заседаниях.
Вероятно, был обновлен прогноз по инфляции, что позволило аргументировать снижение ставки риском “значимого” отклонения инфляции вниз от цели. По нашим предположениям, значимым можно считать отклонение от предыдущего прогноза не менее чем на 0,5 процентного пункта. Поэтому, возможно, регулятор исходил из нового ориентира, например, 3,3-3,8% на конец года (против 3,8-4,8%).
Это обстоятельство может позволить дополнительное монетарное смягчение по мере адаптации экономики к последствиям пандемии и может оказаться необходимым в ситуации более слабого, чем ожидал Банк России, второго квартала 2020 года.
Наталия Орлова, Альфа-банк:
ЦБ звучит по релизу так, как будто не уверен в необходимости дальнейшего снижения ставки на ближайших заседаниях. Если в прошлом релизе ЦБ “допускал” возможность дальнейшего снижения, то теперь речь идёт об “оценке целесообразности” дальнейшего снижения.
Я считаю, что в условиях рисков второй волны эпидемии оживить кредитование будет крайне сложно и может оказаться, что через несколько месяцев риски отклонения инфляции от цели будут по-прежнему значительными, и ЦБ придется идти на дальнейшее сильное снижение ставки.
Софья Донец, Ренессанс Капитал:
Решение соответствует нашим ожиданиям. Большой шаг снижения и изменение сигнала, которое может указывать на паузу в снижении. В сигнальной фразе “возможность снижения” заменена на “целесообразность”.
Сохраняем свой взгляд, что 4,5% станет финальной точкой цикла смягчения в базовом сценарии, если мы не увидим второй глобальной волны эпидемии на горизонте ближайших месяцев.
Григорий Жирнов, банк Нордеа:
В соответствии с нашими ожиданиями Банк России снизил ключевую ставку сразу на 100 базисных пунктов.
Ключевым фактором неопределенности для российской экономики на данный момент выступает ситуация с внутренним спросом. Падение доходов граждан, рост безработицы, а также серьезного сокращение потребительской уверенности, вероятно, продолжат оказывать негативное влияние на динамику розничного товарооборота и внутренний спрос.
В этих условиях агрессивные действия от Банка России не вызывают вопросов, поскольку именно оперативное и быстрое снижение ставки способно поддержать совокупный спрос в экономики в текущих условиях.
Примечательно, что в связи с текущим падением спроса ЦБ видит существенные деизинфляционные риски (которые могут привести к отклонению инфляции от 4%) на горизонте 2021 года. Это также говорит о том, что регулятор обеспокоен масштабами сокращения потребительской активности. Вероятность увидеть как минимум еще одно снижение ставки на заседании в июле или в сентября, на мой взгляд, является довольно высокой.
Андрей Кадулин, банк Санкт-Петербург:
Банк России, как и ожидалось, снизил ключевую ставку на 100 базисных пунктов до 4,5% по итогам заседания.
Причины масштабного смягчения ДКП уже были озвучены ранее – преобладание дезинфляционных факторов над проинфляционными и затянувшиеся карантинные меры в России и в мире, что оказало большее, чем ожидал регулятор, влияние на экономическую активность.
По оценкам ЦБ, эффект ослабления рубля уже не грозит ускорением инфляции, напротив – на первый план выходит риск существенного отклонения инфляции вниз от цели в 4% в 2021 г.
Сигнал относительно дальнейшего направления ДКП был не таким явным, как по итогам предыдущего заседания, но тем не менее регулятор продолжит оценивать целесообразность дальнейшего снижения ставки. Поэтому, если к заседанию в июле инфляция и экономическая активность будут оставаться подавленными, а внешние финансовые условия благоприятными, ЦБ сможет снизить ставку еще на 25-50 базисных пунктов, закончив на этом цикл смягчения ДКП.
Владимир Евстифеев, банк Зенит:
Центробанк решил действовать в рамках верхней границы рыночных ожиданий масштаба снижения ключевой ставки.
Регулятор отмечает преобладание дезинфляционных рисков по мере исчерпания фактора ослабления рубля в марте-апреле и повышенного спроса на потребительские товары в начале карантинного периода.
Более длительные ограничительные меры повышают давление на экономическую активность, и этот фактор выделяется ЦБ столь же значимым, как и ситуация с инфляцией.
Центробанк перешел к стимулирующей денежно-кредитной политике и не исключает дальнейшего понижения размера ключевой ставки на ближайших заседаниях.
Безусловно, в краткосрочной перспективе это будет вариант шага в 25 базисных пунктов. Таким образом, если инфляционная динамика останется подавленной, а экономика продолжит снижение, регулятор может понизить размер ключевой ставки до конца текущего года в сумме еще на 50 базисных пунктов до 4,00%.
Для внутреннего долгового рынка итоги заседания ЦБ РФ выглядят умеренно-позитивными. Снижение ключевой ставки на 100 базисных пунктов с заявлениями о возможном продолжении цикла смягчения должны поддержать котировки. Реакция рубля должна оказаться нейтральной.
Снижение потенциала снижения ключевой ставки вряд ли добавит привлекательности рублевым активам в глазах иностранных инвесторов, при этом снижение реальных доходностей пока не выглядит критичным.
Денис Попов, Промсвязьбанк:
Регулятор видит высокий риск отклонения инфляции вниз от таргета (4%) в среднесрочной перспективе и именно этим оправдывает существенное снижение ставки в июне. Эти опасения вполне обоснованы и могут говорить о продолжительном сохранении ставки (до конца 2021 года) на низких уровнях.
Четкого сигнала о дальнейших действиях регулятор не дал. Судя по риторике - незначительное пространство для снижения ставки может сохраняться.
По нашим оценкам, вероятность закрепления инфляции ниже прогнозируемого ЦБ тренда (3,8-4,8% на конец 2020 года) очень высокая. Для принятия дальнейших решений Банк России будет ориентироваться на инфляционный тренд, его отклонение от прогнозного уровня, а также на индикаторы восстановления экономической активности.
То, что восстановление экономики будет медленным, на наш взгляд, очевидно. При ярко выраженной сезонной дефляции в летние месяцы ЦБ может продолжить снижение ключевой ставки, но уже более умеренными темпами (-0,25 процентного пункта в июле и/или сентябре).
Владимир Тихомиров, БКС:
Решение ЦБ РФ является сильной ставкой на будущую тенденцию инфляции, он ориентируется на то, что инфляция останется низкой, и отмечает, что это будет в значительной степени обусловлено крайне слабым спросом в экономике.
Мы согласны с тем, что фактор спроса действительно способствует снижению цен, но мы также отмечаем, что в ближайшие 5-6 месяцев шансы на то, что годовая инфляция может начать расти, также высоки.
Эффект базы (в период с июня по ноябрь 2019 года совокупная инфляция в России была равна нулю), неопределенный прогноз урожая этого года (который может сократить традиционный период сезонной продовольственной дефляции осенью), высокий уровень волатильности на рынке нефти и курс рубля - вместе эти факторы могут оказаться сильнее, чем фактор слабого внутреннего спроса, который может подтолкнуть показатель годовой инфляции к 4% или выше во втором полугодии 2020.
Текущая денежно-кредитная политика ЦБ РФ не допускает, чтобы реальный курс находился на отрицательной территории, и глава ЦБ Набиуллина ранее уже указывала, что банк намерен придерживаться этого принципа. Это означает, что уровень текущей инфляции определит основу для любых будущих изменений ставок - если мы верны в нашем предположении, что годовая инфляция может достичь 4% в течение следующих 4-6 месяцев, то это означает, что ЦБ РФ остается очень мало места для будущих маневров в области денежно-кредитной политики: мы можем ожидать максимального снижения ставки на 25-50 базисных пунктов в предстоящие месяцы.
Тем не менее, учитывая неопределенные темпы инфляции и роста, мы полагаем, что ЦБ РФ может принять решение о прекращении любых будущих сокращений ставок до тех пор, пока макро-тренды не станут более ясными - это означает, что вероятность нового снижения может возникнуть не ранее конца третьего или четвертого квартала 2020 года.
Несмотря на это, мы на самом деле не ожидаем, что ЦБ РФ в этом году еще больше ослабит свою денежно-кредитную политику: мы подтверждаем наш прогноз ключевой ставки ЦБ на уровне 4,5% к концу года при потребительской инфляции на уровне 4-4,2% в год.
Макропоследствия решения ЦБР могут быть довольно неоднозначными, на наш взгляд. С одной стороны, снижение официальной ставки может спровоцировать череду снижения ставок по кредитам коммерческих банков, что, в свою очередь, должно помочь российским корпорациям и населению.
С другой стороны, учитывая слабый спрос в экономике и напряженное финансовое состояние - как на уровне компаний, так и на уровне отдельных лиц - мы не удивимся, если смягчение денежно-кредитной политики ЦБР станет очень скромным стимулом для экономики.
Тем не менее, более низкая ставка, безусловно, повлияет на привлекательность инвестиций в российские облигации - в течение последних нескольких недель рынок активно позиционирует снижение ставки, но после текущих событий мы можем наблюдать увеличение фиксации прибыли, особенно со стороны иностранных покупателей суверенного долга России.
Это, в свою очередь, может усилить давление на российскую валюту и подтолкнуть курс рубля к отметке выше 70 рублей за доллар - независимо от того, где торгуется сырая нефть.
В целом, мы рассматриваем сегодняшнее решение ЦБ РФ как позитивное, хотя мы по-прежнему скептически относимся к вопросу о том, сможет ли он существенно изменить ситуацию в экономике.
Сергей Коныгин, Газпромбанк:
Основной аргумент для снижения ставки на 100 базисных пунктов - ожидания ЦБ по значимому отклонению инфляции от уровня в 4,0% в 2020-2021 годах.
Другими словами, регулятор не видит проинфляционных рисков, поэтому более широкий шаг снижения ставки выглядит оправданным. При этом регулятор отмечает, что экономический рост останется под давлением, поэтому более низкая ставка поможет поддержать кредитование, снизить долговую нагрузку на экономику.
Дмитрий Долгин, ИНГ Евразия:
Судя по всему, продолжающийся цикл снижения ставок на развивающихся рынках и низкий уровень внутренних инфляционных рисков позволяет российскому ЦБ действовать более решительно.
Сигнал о дальнейших действиях уже менее агрессивный, чем был раньше, но все же указывает на то, что цикл снижения не завершен. Судя по всему, дополнительное снижение до 4,0% почти гарантировано в 2020 году, а в среднесрочной перспективе нижняя граница ставки пока ограничена уровнем инфляции, который вполне может оказаться и ниже 4,0% в 2021 году.
При этом относительно долгосрочных прогнозов пока сохраняется значительная степень неопределенности, которая связана как с волатильностью внешней среды, так и неопределенности относительно динамики экономических показателей РФ и уровня смягчения бюджетной политики.
Кроме того, нельзя исключать изменения отношения ЦБ относительно отрицательной реальной ставки, особенно в случае если таковая станет реальностью для всех развивающихся стран-аналогов России.
Николай Минко, Sberbank CIB:
Сегодня Банк России снизил ключевую ставку на 100 базисных пунктов – до 4,5%, в соответствии с рыночным консенсус-прогнозом. При этом регулятор отметил, что “будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях совета директоров”. В ЦБ полагают, что “существует риск значимого отклонения инфляции вниз от цели 4%”. По нашему мнению, эта формулировка может означать слишком низкие темпы инфляции.
Заявление о том, что руководство Центробанка будет снова рассматривать вопрос о дальнейшем снижении ключевой ставки, в сочетании с тем, что оно допускает замедление инфляции до уровней, значительно ниже таргетируемых 4%, делает актуальным вопрос о готовности регулятора к тому, чтобы в ближайшие месяцы опустить ставку до менее 4%.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина две недели назад отмечала, что, по ее мнению, отрицательные процентные ставки в реальном выражении России не нужны. Наш базовый сценарий предполагает, что мнение главы Центробанка не изменилось и она подтвердит свою позицию на пресс-конференции, которая начнется в 15.00 МСК. Если так и произойдет, дальнейшее снижение доходности ОФЗ на будущей неделе может оказаться под вопросом.
*Дмитрий Полевой, РФПИ:
ЦБР снизил ключевую ставку на 100 базисных пунктов до 4,50% (исторического минимума) в полном соответствии с ожиданиями рынка, хотя мы считали снижение на 50 базисных пунктов немного более вероятным вариантом сегодня, с дополнительным сокращением на 50 базисных пунктов в июле.
Более сильные дезинфляционные факторы, исчерпание краткосрочных ценовых рисков и ослабление угрозы для финансовой стабильности со стороны внешних факторов были среди аргументов в пользу риска значимого отклонения инфляции вниз от цели 4% в 2021 году. Следовательно, решение направлено на борьбу с этим риском. ЦБР также сохранил осторожную оценку экономических перспектив, подтвердив прогноз снижения ВВП на 4-6% в 2020 году.
Похоже, что маятник качнулся, и баланс аргументов сместился в сторону более крупного сокращения сегодня, но с более выверенным подходом в будущем, поскольку ЦБР изменил формулировку сигнала на более осторожную: “...будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки”. Исторически она используется как намек на более ориентированный на данные и менее очевидный подход, пусть это и не исключает возможности дополнительных снижений ставки, как показывает опыт второго полугодия 2019 года.
Помимо связанных с COVID-19 последствий и рисков, ЦБР отметил масштаб и эффективность принимаемых правительством бюджетных мер в 2020 году и скорость бюджетной консолидации в 2021-22 годах среди факторов, которые будут значимо влиять на среднесрочную динамику инфляции.
Чего ждать? Прогноз денежно-кредитной политики на второе полугодие 2020 года будет преимущественно зависеть от динамики инфляции и экономики. Мы видим вероятность дополнительных снижений на 50 базисных пунктов в июле-сентябре, учитывая растущие риски сохранения инфляции ниже 4% в четвертом квартале 2020-первом квартале 2021 года и последующего замедления обратно к 3% к концу 2021 года. Очевидно, что бюджетная политика будет в центре внимания через призму ее влияния на темпы восстановления экономики и инфляции. Вероятность ключевой ставки ниже 4% в 2020 году, на наш взгляд, пока не обсуждается, но “никогда не говори “никогда”, поскольку в денежно-кредитном уравнении ЦБР еще много неизвестных.
Источник: ru.reuters.com