МОСКВА, 20 мая (Рейтер) - Розничные продажи автомобильного бензина в России в апреле упали вдвое из-за карантина, но рекордный рост маржи позволил ритейлерам пережить стрессовый период, показали подсчёты и мониторинг Рейтер.
Режим самоизоляции для борьбы с пандемией коронавируса был введён в РФ в конце марта, и автомобильные дороги опустели, лишив заправочные станции большинства клиентов. К концу апреля продажи топлива на АЗС рухнули более чем на 70% к тому же периоду прошлого года, показал мониторинг Рейтер.
В международной практике продажи бензина падали так сильно только в Италии и Франции, где карантин был особенно строгим. А, например, в Испании реализация бензина в марте снизилась лишь на 34% год к году, показали данные государственного нефтегазового агентства CORES. В Соединенных Штатах, лидирующих в мире по количеству случаев заболевания коронавирусом, падение продаж автомобильного бензина составило около 40% в апреле, согласно данным министерства энергетики страны.
Россия вышла на второе место в мире по количеству подтвержденных случаев коронавируса, а общее число заболевших достигло 300 тысяч человек во вторник, согласно данным оперативного штаба РФ.
Российские нефтекомпании в отличие от своих западных коллег не стали снижать цены на топливо на заправках, несмотря на падение спроса и оптовых цен.
В апреле оптовая цена бензина марки А-92 упала до эквивалента 28,7 рубля за литр, а розничная составляла 42,8 рубля за литр.
В результате расчётная маржа в розничном сегменте продаж бензина в мае, когда на АЗС поступил дешёвый апрельский ресурс, достигла многолетнего максимума - 14,1 рубля за литр марки А-92, показали подсчёты Рейтер.
Резкий скачок маржи ослабил негативный эффект от резкого падения продаж, отмечают трейдеры.
“Оптовые цены упали, а розничные почти не изменились. Это помогло выжить”, - сказал трейдер на российском рынке.
Крупные российские нефтекомпании дополнительно стимулировали сбыт нефтепродуктов за счёт промоакций и реализации объемов в благотворительных целях.
Нефтяные компании стремились сократить переработку на своих НПЗ в апреле и мае, чтобы предотвратить затоваривание рынка, и, как следствие, цены в опте на майский ресурс выросли, отметили трейдеры.
В результате маржа розницы может снизиться в июне, но к этому времени могут вернуться и продажи: участники рынка надеются на снятие режима самоизоляции в ряде регионов и последующий рост спроса на топливо.
Президент России Владимир Путин объявил о завершении выходных дней в РФ с 12 мая и постепенном выходе из карантина, но восстановление спроса в некоторых регионах наблюдалось уже раньше - во время майских праздников (1-11 мая).
Продажи бензина на российских АЗС заметно оживились в начале мая, поскольку многие жители воспользовались выходными, чтобы съездить на дачу, отметили трейдеры.
“Случился скачок спроса. В какой-то момент продажи достигли уровня мая прошлого года”, - сказал трейдер, который снабжает нефтепродуктами частные АЗС.
Рост спроса ощутили заправщики многих регионов, в особенности АЗС Архангельской, Костромской, Самарской и Саратовской областей, показал мониторинг Рейтер.
В Татарстане продавцы отмечали рост спроса лишь с 12 мая, отмечая, что самоизоляция удержала людей в регионе от поездок в майские праздники.
Согласно данным трейдеров, в среднем по России продажи в первые две недели мая восстановились не так сильно: на 40-45% ниже уровня прошлого года.
Тем не менее почти во всех регионах РФ ограничительные меры официально сохранены до 31 мая, что заставляет продавцов топлива пока лишь мечтать о резком росте поездок.
Падение продаж на АЗС в апреле сильно отличалось по величине в зависимости от региона, поскольку в каждом субъекте федерации действуют разные режимы самоизоляции.
Например, в Краснодарском крае, Татарстане, Приморье и Саратовской области продажи падали в апреле на 70% и более, поскольку там действовал строгий карантин, показал мониторинг Рейтер.
Среди лидеров падения спроса на бензина также Калининградская и Пензенская области - около 60%, показал мониторинг.
В Москве и области, где наибольшая в стране концентрация жителей, продажи на АЗС упали на 40-50%.
В то же время в регионах, где эпидемиологическая ситуация была лучше и вводились лишь умеренные ограничения, например во Владимирской и Смоленской областях, падение спроса составило 20-30%.
Розничные продавцы в Новгородской, Рязанской и Тверской областях говорят, что значительных изменений в реализации не наблюдают.
Кроме того, автозаправщики отмечали стабильный спрос на крупных федеральных трассах.
Источник: ru.reuters.com