МОСКВА, 8 июля (Рейтер) - Пик ухудшения качества розничных кредитов у банков РФ пришёлся на апрель, и в июне ситуация стала улучшаться, сказала директор департамента финансовой стабильности ЦБР Елизавета Данилова, однако эксперты считают оценки регулятора черезчур оптимистичными.
Просроченные кредиты в банковском секторе выросли из-за ограничений, введенных властями с целью притормозить распространие коронавируса в России. В итоге часть населения потеряла доходы и была вынуждена брать кредиты, ряд компаний закрылся после нескольких месяцев принудительного lockdown.
По словам Даниловой, в этот кризис доля плохих розничных кредитов выросла всего на 1 процентный пункт, что гораздо ниже предыдущих шоков во многом благодаря массовой программе реструктуризации, запущенной банками при поддержке властей.
“Рост (розничной) просрочки и реструктуризаций у банков в июне пойдёт на спад”, - сказала Данилова на конференции РБК по кредитованию.
По данным ЦБ за 20 марта-30 июня, сумма реструктурированных кредитов превысила 625 миллиардов рублей - или 3,4% портфеля розничных кредитов за период. Просрочка розничного портфеля, включая ипотеку, на начало июня составляла 4,7%.
Данилова оценила запас капитала у банков по необеспеченным потребкредитам в 584 миллиарда рублей на 1 июня 2020 года - “вполне достаточно, чтобы спокойно пройти кризис” и покрыть гипотетический прирост NPL до 6 процентных пунктов.
“Наша задача в ближайшие месяцы - определиться, что дальше делать с регуляторными послаблениями, которые истекают 30 сентября, и что делать с буферами капитала, распускать их или нет”.
В ближайшие месяцы станет понятно, какая доля заемщиков сможет войти в нормальный график платежей, в прошлый кризис это была достаточно высокая доля людей - 75% от числа плохих кредитов.
Эксперты более осторожны в оценках, указывая, что этот кризис отличается резким скачком безработицы, продолжающимся падением доходов населения и сокращением сбережений умноженными на риск второй волны коронавируса, которая может принести новый экономический шок.
По оценке главного экономиста ПФ “Капитал” Евгения Надоршина, безработица выросла почти в 1,5 раза с 4,6% в начале года, падение реальных располагаемых доходов населения в этом году может составить до 10% при спаде ВВП на 5%.
“В 2015 годах были похожие масштабы падения, но тогда домохозяйства пустили дополнительные доходы на сбережения. В этот кризис у них нет такой возможности”, - сказал Надоршин.
По его оценкам, сбережения домохозяйств сокращались на протяжении последних четырех лет, и в этот кризис население вошло “почти не имея подушки безопасности”.
“Происходит следующее - довольно сильно разделенное по доходам население сейчас не имеет возможности формировать сбережения, они вынуждены пользоваться кредитами. То, что произошло в 15-16 гг - активное формирование сбережений и сокращение кредитов - не может случиться в 2020 году, не из чего формировать, нет доходов”, - сказал Надоршин.
Заемщики берут деньги в банках не потому, что им хорошо и нужно для развития, а потому что у них нет другого выбора, добавил он.
“Они будут сидеть на этих банковских кредитах сейчас гораздо плотнее, чем раньше, и приличная часть из них, гораздо больше чем раньше, не будут платежеспособны. Это нездоровое банковское кредитование”, - предупредил он.
Пока реструктуризации не дают рассмотреть возможный масштаб проблем, сказал Надоршин, напомнив, что при санации банков в прошлые кризисы качество активов оказывалось гораздо хуже после прихода временной администрации.
“Я думаю, что мы уже имеем дело с двузначными просрочками в банковском секторе ... Все косвенные индикаторы говорят, что у банков сейчас будет большой дефицит хороших, надежных заемщиков”, - сказал он.
Ряд банков заранее ограничил кредитование рискованных клиентов, сказал на конференции РБК зампредправления, глава службы управления рисками банка Уралсиб Станислав Тывес.
“Да, часть клиентов вынуждена уходить, возможно, в серую зону кредитования, но такова жизнь в тех рамках, которые создаются. Чтобы заработать мы вынуждены были от определенных категорий клиентов просто отказываться”, - сказал Тывес.
По его словам, рост просрочки Уралсиб стал наблюдать на 4-ой неделе марта.
“Мы в первые три недели марта сидели ждали, уже появились намеки ... я напомню, что тогда просела цена на нефть, доллар вверх полетел - это все мы в марте наблюдали еще до того, как кафе и магазины одежды закрылись. И уже тогда пошли дискуссии о том, какие сегменты кредитования надо ограничивать в рознице, и это случилось еще до того, как мы увидели рост просрочки”, - сказал он.
“Кризис очень специфичный для розницы - одномоментный выход на просрочку и на реструктуризацию большого количества клиентов”, - добавил он.
Он подтвердил данные ЦБ, что в мае-июне рост просрочки и реструктуризаций в рознице пошел на спад.
“В марте было понятно, что первым пострадает малый бизнес. Конечно, банки сильно ограничивали и до сих пор ограничивают (кредитование) именно в сегменте малого бизнеса”, - добавил он.
По оценкам Уралсиба, после кризиса 20-25% плохих кредитов могут уйти в дефолт, что примерно совпадает в прогнозами Даниловой.
“Но те гайки кредитной политики, которые мы закрутили, никто их на данный момент не раскручивает. Трех недель нормализации просрочки недостаточно... мы не видели еще вторую возможную волну пандемии, в которую опять же не понятно, закроется или не закроется бизнес”, - сказал банкир.
Источник: ru.reuters.com