Новости

МОСКВА (Рейтер) - Продажа пакета акций Сбербанка за деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ) позволит Центробанку разово закрыть убытки от санации банков, а правительству - получить источники для финансирования социальных обещаний президента Владимира Путина на 2021-2023 годы, плюс дивидендная доходность Сбербанка достигнет 9% со следующего года, что станет чуть ли не самым выгодным вложением средств фонда.

Депутаты Госдумы обсуждали в понедельник законопроект о продаже госпакета Сбербанка и задались вопросом, почему государство само у себя покупает пакет, но не формально за 1 рубль, а по рыночной стоимости, да еще и пускает на это средства ФНБ.

“Сделка совершается, да, не по балансовой стоимости, которая нерыночная и непонятна участникам рынка, а по рыночной стоимости. Она четко закреплена в законопроекте - это шестимесячная средняя котировок, это то, почём инвесторы, которые вкладываются и рискуют своими деньгами, оценивают сейчас стоимость этого пакета”, - сказал замминистра финансов РФ Владимир Колычев.

Акции Сбербанка - одни из самых ликвидных на рынке, их free-float (количество акций в свободном обращении) составляет 48%, по данным Мосбиржи.

“Если бы государство покупало само у себя за 1 рубль, вы понимаете, что в данном случае мы обрушили бы капитализацию Сбербанка, потому что все остальные владельцы акций понимали бы, что такими решениями государство может обесценить стоимость любой акции, а Сбербанк у нас абсолютный лидер с точки зрения капитализации и ...строго говоря, ВВП страны на этом стоит”, - сказал коллегам глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров.

Он признал, что можно было бы придумать и другие пути, чтобы получить из ФНБ эти средства в бюджет, но тогда нельзя было бы избежать необеспеченной эмиссии.

“Вы говорите, давайте просто возьмем денег из ФНБ, но это означает, напечатать деньги, тогда, простите, чего будут стоить эти деньги, которые мы доведем до людей? Комплекс этих вопросов заставил правительство и центральный банк принять такое решение”, - сказал Макаров.

“На тему того, что таким образом средства ФНБ используются на текущие расходы. Здесь можно на это с этого угла смотреть, а можно смотреть с угла того, что было бы, если бы Центробанк продавал бы этот пакет на рынке. Он бы также получил бы прибыль и таким же образом в таких же пропорциях распределял бы эту прибыль в федеральный бюджет, и эти доходы федерального бюджета являются ненефтегазовыми доходами и в соответствии с бюджетным правилом полностью могут направляться на расходы. Поэтому здесь тоже никаких конфликтов мы в связи со сделкой не видим”, - сказал Колычев.

Депутаты спросили у первого зампреда ЦБР Ксении Юдаевой - если Центробанк по своем правовому статусу не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам Центробанка, то почему деньгами ФНБ нужно покрывать убытки регулятора от санаций?

“Сбербанк приносит достаточно существенные дивиденды, и это был наш доход, и, собственно, здесь не то, чтобы продается какой-то актив, который не приносит дохода, он приносит достаточно серьезные доходы и приносил Центральному банку... поэтому в данном случае это безусловно вопрос конфликта интересов”, - сказала Юдаева.

По ее оценке, в перспективе ближайших нескольких лет доходы ЦБ от владения 50% плюс 1 акция в капитале Сбербанка, составили бы 2 триллиона рублей, и регулятор рассчитывал за счет этих денег покрывать убытки прошлых лет.

“Нам многократно делали замечания по поводу этого конфликта интересов, и в общем сейчас есть возможность его решить”, - сказала Юдаева.

На вопрос, какая выгода от сделки для самого Сбербанка, замминистра финансов Колычев сказал, что у госбанка в наблюдательном совете не будет представителей Центробанка, из-за которых мог быть конфликт интересов.

“Это, в принципе, основной момент. С точки зрения того, как поменяется корпоративное управление и так далее, здесь правительство будет преемственность сохранять, и качество, которое задал Центробанк, мы хотим его только улучшать. И в плане защищенности тех же вкладчиков, конечно, здесь ничего не меняется, если не усиливается”, - сказал Колычев.

Инвестирование средств ФНБ впервые происходит в такой доходный актив, акции Сбербанка более ликвидны, чем многие другие вложения фонда.

“Это выгодная инвестиция, приносит приличный дивидендный доход - по итогам этого года порядка 8%, начиная со следующего года - около 9%, это, конечно, много выше, чем стоимость заимствований для федерального бюджета, то есть достаточно выгодная инвестиция для налогоплательщиков”, - сказал Колычев.

К 2020 году Сбербанк рассчитывал получать прибыль в 1 триллион рублей в год, такой показатель заложен в стратегию банка.

Глава Сбербанка Герман Греф жаловался, что цели, которые госбанк поставил в стратегии, пока принесли “больше проблем, чем аплодисментов”.

Пакет Сбербанка учтен у ЦБ по балансовой стоимости 73 миллиарда рублей, правительство покупает акции по рыночной стоимости, разница будет отражена как прибыль Центробанка.

Соответственно, чем выше котировки банка, тем больше получит ЦБР, а затем - и бюджет.

Центробанк уже предложил сдвинуть сроки продажи Сбербанка на полгода, поскольку сейчас из-за роста рыночной волатильности на фоне risk-off котировки всех российских акций существенно просели.

Прибыль, образующаяся у ЦБР в зависимости от того, какая будет рыночная цена акций на момент совершения сделки купли/продажи, может быть 2,4-2,7 триллиона рублей, сказал Колычев.

Когда будет подписан первый договор купли-продажи акций Сбербанка, чиновники сказать не берутся, надеясь, что в течение года условия для сделки созреют.

На этот год источники найдены. А та часть прибыли Центробанка, которая будет перечисляться в 2021-2023 годах, сформирует источник для исполнения тех мер социального пакета, которые были объявлены президентом, сказал Колычев.

Счетная палата концептуально поддержала законопроект о продаже Сбербанка, сказал аудитор СП Алексей Саватюгин, ведь без этой сделки решать те же самые вопросы - использовать средства ФНБ на социальные расходы, нужно было путем внесения поправок в бюджетное правило.

“Механизм... решает две задачи - это источник средств для решения тех задач, которые поставил президент, и это главная задача в данном случае. Вторая - если мы говорим об использовании средств ФНБ - то это чрезвычайно эффективная возможность вложения средств в суперэффективный актив, абсолютно прибыльный”, - сказал Макаров.

“Существование этого актива зависит от самого государства, потому что при любой ситуации государство будет поддерживать Сбербанк всегда”, - добавил он.

Источник: ru.reuters.com