Новости

МОСКВА (Рейтер) - Сделка с передачей контроля над Сбербанком от ЦБР правительству ставит вопрос о долгосрочном доверии макроэкономической политике РФ из-за фактического ослабления бюджетного правила, что снижает прозрачность принятия решений и остается одним из ключевых ограничивающих факторов суверенного рейтинга России, считает S&P.

В обзоре рейтингового агентства под заголовком “Играть по правилам или с правилами?” авторы пишут, что покупка Сбербанка на средства Фонда национального благосостояния и последующая оплата социальных обещаний Владимира Путина после возврата части денег в казну означает выход за ограничения действующей строгой бюджетной конструкции.

Минфин и ЦБР объявили на прошлой неделе, что правительство выкупит у регулятора акции Сбербанка стоимостью более 2,5 триллиона рублей на накопленные сверх порога в 7% ВВП резервные нефтегазовые доходы. Часть из вырученных денег - 700 миллиардов рублей - Центробанк оставит себе для покрытия дыры от санации банков, а остальное вернет в бюджет.

В результате возврата части прибыли ЦБР в бюджет за четыре года поступит 1,25 триллиона рублей, из которых 900 миллиардов правительство направит на выполнение послания Путина, а остальное - на реструктуризацию кредитов оборонных предприятий.

При реализации сделки правительство формально не нарушит бюджетное правило, поскольку будет использовать средства ФНБ, превышающие порог 7% ВВП, в то время как прибыль Банка России не будет являться “нефтегазовыми доходами”.

“Тем не менее, с нашей точки зрения, эта трансакция де-факто ослабит бюджетное правило, поскольку для финансирования дополнительных бюджетных расходов правительство будет в конечном счете использовать нефтегазовые доходы, что будет противоречить духу бюджетного правила, которое правительство четко соблюдало начиная с 2017 года”, - говорится в обзоре рейтингового агентства.

Бюджетное правило предписывает копить нефтегазовые доходы сверх определенной цены на нефть, для чего Минфин с февраля 2017 года с помощью ЦБР покупает валюту на внутреннем рынке и перечисляет ее в ФНБ.

“Мы полагаем, что ослабление бюджетного правила, даже если это временная ситуация, может стать первым шагом к ослаблению доверия к новой бюджетной конструкции – доверия, над повышением уровня которого правительство успешно работало в последние годы. Это также подкрепляет нашу точку зрения относительно того, что опыт России с выполнением установленных правил макроэкономической политики остается непростым: правила часто ослабляются или отменяются по мере изменения внутренней или внешней конъюнктуры”, - пишут авторы.

“Это ограничивает прозрачность и долгосрочную предсказуемость процесса принятия решений, что продолжает оставаться одним из ключевых ограничивающих факторов суверенного рейтинга России”.

При этом S&P не видит больших макроэкономических или бюджетных рисков, связанных со сделкой.

По мнению рейтингового агентства, она не приведет к резкому скачку инфляции, поскольку дополнительные бюджетные расходы будут растянуты на несколько лет, но может способствовать возврату инфляции к цели 4%. Сделка также, скорее всего, не приведет к существенному восстановлению зависимости экономических и финансовых условий от динамики цен на нефть, поскольку регулятор будет продавать валюту, полученную из ФНБ, в течение продолжительного времени, считает S&P.

Центробанк сообщил, что во избежание необеспеченной денежной эмиссии, он будет постепенно - в период от 3 до 7 лет - продавать на рынке валюту. Ежедневный объем продаж и сроки начала операций регулятор объявит после определения финальной стоимости и даты заключения сделки.

Источник: ru.reuters.com