Новости

МОСКВА (Рейтер) - Быстрое распространение коронавируса не оставляет надежд на скорое завершение кризиса и увеличивает риски глобальной рецессии, что, в свою очередь, может обойтись российской экономике в 1% потерянных темпов роста, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

“Главный риск для российской экономики связан с существенным падением внешнего спроса на основные товары экспорта - сырье”, - пишет Тихомиров, связывая негатив не только с падением цен, но и с возможными трудностями с доставкой экспортных товаров.

В числе других факторов риска - нарушение или сокращение поставок товаров и комплектующих из-за рубежа, а также резкое снижение туристических потоков.

Под ударом оказываются не только транспортные компании и сектор услуг, но и многие предприятия, которые импортируют комплектующие: значительная часть российского машиностроения, включая автомобильную промышленность, авиастроение и оборонный комплекс, отмечает Тихомиров.

Местные ритейлеры могут столкнуться с растущим дефицитом товаров повседневного спроса, включая продовольствие, а с учетом негативного влияния на цены от уже произошедшего ослабления курса рубля через один-полтора месяца Россия может увидеть быстрое нарастание инфляционного давления.

Возможны изменения и в потребительском поведении. Российские потребители могут перейти к сбережению, что в первую очередь скажется на спросе на дорогие товары и услуги: недвижимость, автомобили, товары длительного пользования и туристические услуги.

“Все перечисленное - довольно плохая новость для финансового сектора, который, скорее всего, окажется под двойным давлением со стороны падающего спроса и общего ухудшения макроситуации... Если эпидемия или пандемия коронавируса продлится не более 6 месяцев, то для темпов роста российской экономики это, по нашей оценке, может означать потерю до 0,6-1,0% г/г в 2020 году, что будет означать темпы роста на уровне 1,0-1,4%”, - подсчитал Тихомиров.

В случае активного восстановления глобальной экономики после завершения кризиса темпы расширения экономики РФ могут ускориться, возможно, уже со второго полугодия текущего года, что позволит разогнать рост ВВП России в 2021 году до 2,5-2,7% год к году.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в понедельник ухудшила прогнозы развития мировой экономики на фоне вспышки коронавируса. Прогноз роста ВВП России был снижен до 1,2% в 2020 году с 1,6% ранее, в 2021 году - до 1,3% с 1,4%.

Минэкономики прогнозирует в 2020 году рост ВВП на уровне 1,9% и ждет ускорения темпов до 3,1% в 2021 году. При этом новый глава министерства Максим Решетников говорил, что ведомство недооценило последствия эпидемии коронавируса, которые могут оказаться глубже для российской экономики, и обещал скорректировать прогноз в начале апреля.

На темпы роста экономики также может повлиять изменение экономической повестки правительства.

“Было бы правомерным ожидать перехода в политике властей от поддержки роста через инвестиции (нацпроекты) к кризисному управлению прежде всего за счет увеличения финансовой поддержки системообразующих предприятий”, - считает Тихомиров.

В этих условиях реализация крупных сделок с долгосрочным эффектом, таких как нацпроекты и покупка акций Сбербанка, может быть отложена: в условиях кризиса приоритетом станет консолидация всех финансовых ресурсов.

“Это может означать, что экономика РФ на протяжении значительной части 2020 года может лишиться своего главного драйвера для роста (госрасходов) из-за сокращения госинвестиций в инфраструктуру и другие национальные проекты”.

В понедельник ЦБР уже попросил на полгода сдвинуть сроки перечисления прибыли в бюджет от продажи доли в Сбербанке из-за волатильности на рынке, что может означать отсрочку начала сделки.

На прошлой неделе министр финансов Антон Силуанов говорил, что не видит оснований принимать какие-либо антикризисные меры в связи с нервозностью на рынках из-за распространения коронавируса, и обещал исполнить все бюджетные обязательства.

Еще одним следствием кризиса для России может стать снижение уровня общей финансовой стабильности вследствие ослабления курса рубля и сопутствующего ему усиления инфляции, предупреждает Тихомиров.

В случае пандемии, продолжения тренда на снижение глобального спроса на сырье, а также вероятного замедления темпов роста российской экономики и ухудшения общей макроэкономической ситуации в РФ, слабость рубля может сохраняться довольно длительное время.

Резкий рост спроса на ликвидность на глобальных рынках будет также подталкивать инвесторов к продажам рисковых активов -включая российские акции и облигации.

“В новых условиях ЦБ вряд ли будет склонен продолжать мягкую монетарную политику. Наоборот, если глобальная ситуация продолжит ухудшаться, уже во втором квартале 2020 года вместе с разворотом инфляционного тренда может резко вырасти вероятность повышения ключевой ставки - то, что до последнего времени не рассматривалось ни в одном макросценарии”, - написал Тихомиров.

По его мнению, ухудшение ситуации в мире, геополитика, ослабление рубля и вероятный рост инфляционного давления с конца марта и в апреле могут заставить ЦБР отказаться от дальнейшего смягчения монетарной политики на ближайшем заседании 20 марта.

Если же реализуется сценарий длительной пандемии - более 6 месяцев - ключевая ставка к концу года может вырасти с текущего уровня на 25-50 базисных пунктов.

В начале февраля российский Центробанк шестой раз подряд понизил ключевую ставку, в результате чего она достигла 6,0%, минимального значения за последние шесть лет.

На фоне всевозможных проблем Тихомиров не ждет, что снижение темпов роста и ухудшение ситуации в России приведут к значительному бегству капитала. Этому помешают прочная ситуация с бюджетом, долгом и резервами, а также богатый опыт властей в антикризисном управлении.

“В сущности, Россия является чуть ли не единственной страной в мире, которая на протяжении последних 6 лет активно готовилась к полной изоляции из-за постоянно усиливающегося санкционного давления со стороны Запада. Это делает вложения в российские активы более защищенными в сравнении с другими развивающимися странами, в то время как тот факт, что уровень резервов РФ существенно превышает совокупный внешний долг, означает, что риск дефолта при вложении средств в большинство местных инструментов с фиксированной доходностью фактически равен нулю”.

“Все это означает, что, хотя волатильности и некоторого ослабления курса рубля при росте давления на бюджет избежать не удастся, сценарий обвала курса и глубокой финансовой дестабилизации в РФ является, по нашему мнению, крайне маловероятным”, - считает Тихомиров.

Более того, некоторые сектора в результате кризиса могут получить дополнительные стимулы для роста. В первую очередь это относится к ориентированным на местный рынок производителям товаров повседневного спроса - фармацевтике, сельскому хозяйству, пищевой и легкой промышленности.

Однако усиление геополитических рисков, таких как обострение отношений России и Турции из-за Сирии, может существенно скорректировать отношение инвесторов, привести к быстрому развороту в потоках капитала и оказать значительное дополнительное давление на курс российской валюты и уровень макроэкономической стабильности в стране, считают аналитики БКС.

Источник: ru.reuters.com