МОСКВА, 14 мая (Рейтер) - Траты казны на сбалансированность внебюджетных фондов и региональных бюджетов, а также на меры поддержки населения и бизнеса могут довести дефицит федерального бюджета в 2020 году до 6-8% ВВП, оценили эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ).
Экономисты ВШЭ просчитали два сценария - базовый и пессимистический. Первый основан на прогнозе среднегодовых цен на нефть Urals $35 за баррель и падения экономики на 4,0%, второй предусматривает цену $27 за баррель и спад ВВП на 6,1%.
Снижение доходов по сравнению с запланированным на этот год уровнем составит 4,5 триллиона рублей в базовом и 5,7 триллиона рублей в пессимистическом сценарии (4,6% и 6% ВВП соответственно).
Если бы расходы федерального бюджета в текущем году были профинансированы на запланированном уровне, дефицит федерального бюджета составил бы 3,9% и 5,3% ВВП.
Однако, с учетом потребности в ресурсах, необходимых для сбалансированности внебюджетных фондов и региональных бюджетов, а также уже согласованных дополнительных расходов на финансирование комплекса мер поддержки населения и бизнеса, дефицит может увеличиться до 6,3–8,4% ВВП, подсчитали эксперты Центра развития ВШЭ.
При расчете общего дефицита ресурсов эксперты учли расходы на дополнительную поддержку экономики и населения в размере 1% ВВП.
Снижение доходов Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования ВШЭ оценивала с учетом объявленных правительством мер налогового стимулирования. В зависимости от сценариев, для поддержки двух внебюджетных фондов потребуются дополнительные трансферты из федерального бюджета в объеме 1,1%-1,4% ВВП, а на помощь регионам - еще 0,7-0,9% ВВП, что с учетом резкого падения доходов можно считать оптимистичными оценками, говорится в обзоре Центра развития.
Действующий закон о бюджете-2020 сверстан с профицитом в размере 928 миллиардов рублей, 0,8% ВВП. Доходы установлены на уровне 20,6 триллиона рублей, расходы - 19,7 триллиона.
Несмотря на напряженную ситуацию с доходами, Минфин пока рассчитывает компенсировать выпадающие доходы и финансировать дополнительные расходы бюджета, не пересматривая бюджетное правило, за счет увеличения заимствований.
Российский Минфин ждет дефицит бюджета в 2020 году около 4% ВВП, говорил в интервью газете Ведомости министр финансов Антон Силуанов.
Однако проблема сохранится и в 2021 году, указывают эксперты Высшей школы экономики и предлагают ослабить правило.
Согласно действующему бюджетному правилу, расходы федерального бюджета в следующем году должны составить 19,8 триллиона рублей в базовом и 16,7 триллиона рублей в пессимистическом сценарии, а значит их придется сократить (по сравнению с ранее запланированным уровнем) на сумму от 1,3 до 4,4 триллионов рублей, говорится в обзоре ВШЭ.
“Очевидно, что такое сокращение нежелательно на этапе стабилизации и восстановления экономики после кризиса”, - считают экономисты.
По их мнению, действие бюджетного правила нужно приостановить или пересмотреть, дав возможность более широкого использования ресурсов ФНБ на финансирование как выпадающих ненефтегазовых доходов, так и дополнительных расходов на поддержку экономики и населения.
Резкое падение нефтяных цен и снижение экономической активности уже привели к серьезному сокращению сбора основных видов налогов - по данным ФНС, в апреле налоговые поступления упали на 31,4% к соответствующему периоду 2019 года.
Налог на прибыль и НДФЛ, которые в основном формируют доходы региональных бюджетов, упали на 40,8% и 14,1%, а наиболее важные для федерального бюджета НДС и НДПИ снизились на 26,7% и 50,8%.
Источник: ru.reuters.com