Новости

МОСКВА (Рейтер) - Вопросы фискальной политики и будущее бюджетного правила стали ключевыми вопросами для участников валютного рынка России после отставки правительства, считает Дмитрий Долгин из ING.

“Потребуется ли некоторое смягчение бюджетного правила, чтобы приспособиться к изменению приоритетов экономической политики?”, - задается вопросом эксперт.

На практике ослабление правила означает увеличение базовой цены на нефть - определение того, какая часть (базовых) нефтегазовых доходов направляется на финансирование текущих расходов, а какая часть рассматривается как дополнительная и должна быть зачислена в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Михаил Мишустин, который стал новым премьер-министром, говорил на прошлой неделе, что властям необходимо сохранить макроэкономическую сбалансированность и аккумулировать дополнительные доходы на выполнение взятых обязательств, четко расставив приоритеты по бюджетным расходам.

Исполняющий обязанности первого вице-премьера, министр финансов Антон Силуанов, отвечая на вопросы журналистов в прошлый четверг, сказал, что изменение цены на нефть в бюджетном правиле сейчас не обсуждается:

“Это не обсуждается сейчас. Я думаю, что новое правительство тоже будет руководствоваться нормой послания президента о сохранении макроустойчивости”, - сказал тогда Силуанов.

Макроэкономисты считают, что со сменой правительства возможно смягчение бюджетного правила.

“Бюджетное правило действительно может быть ослаблено и не только для учета новых инициатив в области экономической политики со стороны расходов. Это также может быть связано с вероятным недостаточным сбором доходов от нефти, вызванным тем, что фактический курс рубля будет крепче, чем прогнозируется в бюджете”, - написал Долгин.

По его оценкам, если доллар/рубль останется на текущем уровне - 61-62 в 2020 году - вместо того, чтобы обесцениться до 65,7 рубля за доллар (именно такой среднегодовой курс заложен в бююджете-2020), - бюджет будет недополучать 500-600 миллиардов рублей в год.

Неизменное бюджетное правило будет диктовать увеличение заимствований, которые уже запланированы на высоком уровне в 1,7 триллиона рублей на этот год в чистом виде, написал Долгин.

Повышение цены на нефть на $1 за баррель снижает ежегодную потребность в заемных средствах на 110-120 миллиардов рублей в год, по его оценке, и уменьшает объем годовых покупок иностранной валюты на $1,7-1,9 миллиарда.

“Поэтому было бы разумно ожидать, что для решения любой из этих двух проблем (дополнительные расходы и недостаточный сбор нефтегазовых доходов) цена на нефть по бюджетному правилу может быть увеличена примерно на $5 США за баррель”, - указал Долгин.

Это снизит ожидаемый объем ежегодных покупок иностранной валюты до $10 миллиардов в 2020 году и сократит потребность в привлечении дополнительных заемных средств.

Руководитель Экономической экспертной группы, член Экономического совета при Президенте РФ Евсей Гурвич предлагал “ввести правило изменения бюджетного правила” - двигать цену отсечения нефти в зависимости от объема средств в ФНБ, то есть ввести плавающую цену отсечки, по сути меньше сберегать. Например, на рост средств в ФНБ в 1% можно повышать цену отсечения по нефти на $1.

Новый состав правительства может быть объявлен во вторник и, если Силуанов как приверженец жесткой бюджетной политики сохранит свой пост, это “может быть сигналом, что макростабильность не ушла на последнее место”, говорит макроэкономист Долгин.

Источник: ru.reuters.com