Новости

МОСКВА, 6 мая (Рейтер) - Российский Минфин ждет дефицит бюджета в 2020 году около 4% ВВП, рассказал в интервью газете Ведомости министр финансов Антон Силуанов, предупредив об опасности значительного наращивания госдолга и пересмотра бюджетного правила ради увеличения поддержки пострадавшего от пандемии бизнеса и населения.

Он оценил прямые расходы бюджета на антикризисные меры в 1,9 триллиона рублей, отверг упреки в том, что российские власти недостаточно помогают - “задача не соревноваться, кто больше потратит” - и назвал списание налоговой задолженности пострадавшим компаниям не самым лучшим методом.

Минфин ориентируется на среднегодовую цену нефти около $30 за баррель, с учетом высоких цен в первом квартале, и сокращение ВВП РФ на 5% в текущем году, сказал Силуанов.

Поступления в казну сократятся на 4 триллиона рублей с заложенных в бюджете 20,6 триллиона, дефицит составит около 4% ВВП вместо запланированного профицита 0,8% ВВП.

Покрывать выпадающие доходы и возрастающие из-за антикризисных мер обязательства ведомство, по словам Силуанова, планирует за счет переноса запланированных расходов на 700 миллиардов рублей, средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), включая вернувшиеся после покупки Сбербанка деньги, а также внутренних заимствований, которые достигнут в этом году 4,0-4,5 триллионов рублей. Плюс Минфин собирается потратить часть остатков, которые перешли с прошлого года - 1,1 триллиона рублей.

Планы по целому ряду показателей нацпроектов будут уточнены, сообщил глава Минфина.

Экономить, в первую очередь, планируется за счет еще не начатых проектов, которые будут отложены, например, строительство ВСМ Москва-Санкт-Петербург или здание Верховного суда в Санкт-Петербурге. Социальные обязательства Силуанов пообещал профинансировать полностью.

По его словам, пока за счет перераспределения удалось высвободить в бюджете около 250 миллиардов рублей, а с учетом второго этапа оптимизации экономия составит порядка 700 миллиардов рублей.

“Думаю, с деньгами в виде прибыли ЦБ от сделки по покупке Сбербанка (1,07 триллиона рублей в текущем году) нам должно хватить”, - сказал он.

Минфин намерен дополнительно занять на рынке для компенсации выпадающих ненефтегазовых доходов от 1,5% до 2% ВВП, всего планируя привлечь в 2020 году 4,0–4,5 триллиона рублей, сказал Силуанов, призвав к осторожности с наращиваем долга.

“В этом вопросе нужно не переборщить с объемами, почувствовать границу, когда за суверенный долг начнут просить большие премии. Этого нельзя допустить - мы и так немало платим по заимствованиям. Не хочется влезать в долговую спираль”.

“Мы не хотим тратить много из ФНБ, растратить его за два года было бы неправильно, но и пылесосить всю ликвидность с рынка тоже не верно”.

Силуанов выступил против озвученной главой ВТБ Андреем Костиным идеи выкупа дополнительных объемов ОФЗ при условии удлинения сроков репо.

“Банки говорят: выпускайте займы, мы будем покупать, заключать сделки репо с ЦБ. Конечно, сегодня это очень выгодно для наших финансовых институтов. Берешь у ЦБ по одной стоимости, добавляешь маржу и спишь спокойно. Мы не можем на это пойти, поскольку все наши действия не должны перекашивать рынки ценных бумаг и увеличивать стоимость коммерческих кредитов”, - сказал Силуанов.

Костин говорил, что ВТБ и Сбербанк готовы увеличить покупку гособлигаций при поддержке Банка России, оценивая возможность увеличения госдолга в 5-6 триллионов рублей.

Силуанов оценил прямые расходы бюджета на борьбу с кризисом без учета налоговых отсрочек и госгарантий в 1,9 триллиона рублей: на поддержку здравоохранения - 200 миллиардов рублей, социальную помощь и борьбу с безработицей - более 250 миллиардов рублей, поддержку пострадавших отраслей - около 800 миллиардов рублей, выплаты регионам - около 200 миллиардов рублей, сбалансированность внебюджетных фондов - более 400 миллиардов рублей.

Сумма поддержки будет увеличиваться, а третий пакет, который готовит правительство, будет направлен на то, чтобы помочь предприятиям выйти из вынужденных каникул, сказал Силуанов.

Министр финансов считает, что власти достаточно помогают бизнесу - поддержку получают те, кто в ней “в первую очередь нуждается”.

“Если бы мы печатали резервные валюты, можно было бы и “с вертолета деньги разбрасывать”, потратить триллионы рублей. Но ведь задача не соревноваться, кто больше потратит, а помочь тем, кто в первую очередь нуждается в поддержке. Нужно помочь бизнесу сохранить работников, помочь людям оплачивать первоочередные расходы на питание, жилье, кредиты”.

“Пострадавшие малые предприятия получают шестимесячные отсрочки по налогам и кредитам, по арендным платежам, беспроцентные кредиты на зарплату и гранты в размере МРОТ на сотрудника. Вы говорите МРОТ – это мало, но для малых предприятий, если брать белые зарплаты, это 70% от фонда оплаты труда, не так уж и мало получается. Да, кто-то платил в конвертах, но это уже на совести этих компаний”.

Он сказал, что власти вряд ли будут списывать налоговые долги пострадавшим предприятиям.

“Списание долгов не самый лучший метод: можно реструктурировать долги, в том числе налоговые. Мы рассматриваем меры, которые помогли бы предпринимателям минимизировать груз обязательств, который накопится к моменту выхода из простоя”.

Силуанов предостерег от пересмотра ограничивающего траты казны бюджетного правила, к чему призывает ряд чиновников и экономистов, ради увеличения помощи пострадавшему от последствий пандемии коронавируса бизнесу и населению.

“Когда сегодня предлагают забыть бюджетное правило, тратить деньги, не ориентируясь на возможности, - это опасно для бюджета и, соответственно, для макростабильности”, - сказал министр финансов, предложив ограничить цену отсечения предельным уровнем.

“Мы за то, чтобы цена отсечения работала. Сейчас уже ее нужно стопорить, потому что она каждый год растет на 2%, в 2022 году будет уже $44 за баррель. По нынешним временам это очень высокая планка”.

Источник: ru.reuters.com