Новости

МОСКВА (Рейтер) - Российский Центробанк в апреле приостановил проведение регулярных опросов населения для измерения инфляционных ожиданий в режиме личного интервью из-за мер самоизоляции в связи с распространением коронавируса, но опросил граждан по телефону.

Но из-за существенных отличий в методологии результаты телефонных опросов не сопоставимы с результатами опросов, проводившихся ранее, сообщила пресс-служба Банка России.

Оценка инфляционных ожиданий Центробанком важна накануне заседания о ставке 24 апреля, по итогам которого большинство аналитиков ждут снижения ставки.

В апреле ЦБР решил провести два всероссийских репрезентативных телефонных опроса, результаты первого опубликованы сегодня, второго — планируются 6 мая.

Телефонный опрос показал заметный рост оценок наблюдаемой инфляции и инфляционных ожиданий. Если уровень инфляции начала года чаще всего оценивался как умеренный – такой ответ давали 43% респондентов, а характеризовали его как высокий вдвое меньше участников опроса (21%), то сейчас 43% считают, что сегодня уровень инфляции “значительно выше” в сравнении с ситуацией начала года, 32% – что он “немного выше”.

Через месяц 43% опрошенных прогнозируют значительное увеличение инфляции, 23% – незначительное. В случае с годовыми ожиданиями эти цифры составляют соответственно 37% и 16%.

Повышение оценок инфляции и рост инфляционных ожиданий связаны, с одной стороны, с фактическим ростом цен на некоторые категории продуктов и товаров на фоне развивающейся ситуации с ограничительными мерами.

Также они обусловлены “ажиотажным спросом, заставившим россиян в принципе обратить внимание на цены”, говорится в комментариях к опросу инФОМа.

Так, 72% участников опроса заметили рост цен: 36% – на “некоторые” товары, а 31% – “на большинство”. В ответах на открытый вопрос, на какие конкретно товары и услуги выросли цены, 36% называли как раз товары повышенного спроса (бакалею), а 27% опрошенных отметили подорожание овощей и фруктов – и это довольно высокие значения для открытого вопроса, отмечается в комментарии.

Закупки товаров повседневного спроса впрок осуществляли, по их словам, 27%, а внеплановые покупки товаров длительного пользования – 9% респондентов.

Судя по набору приобретенных товаров, эти траты в большинстве своем были обусловлены насущными потребностями или попыткой предотвратить серьезные траты в будущем.

Опрос показал, что через месяц ухудшения своего материального положения ожидают 36%; 38% полагают, что все останется на нынешнем уровне. Когда людей просят сделать прогноз на год, соответствующие цифры составляют 17% и 32%.

У половины респондентов расходы увеличились. В ряду причин этого, помимо роста цен (30% от всех опрошенных говорили о ценах в целом, и 4% – о подорожании услуг ЖКХ), называли траты, связанные с эпидемией (например, закупки впрок – 6%, самоизоляцию – 5%, эпидемию в целом – 4%), а также обыденные расходы – на лечение (5%), на растущие семейные потребности (2%).

Из-за коронавируса стали экономить на привычных товарах и услугах 28% опрошенных, преимущественно – из самых низкодоходных категорий населения; подавляющее большинство респондентов на момент опроса своих потребительских привычек, по их словам, не меняли.

Закупки впрок осуществлялись в основном за счет сбережений (6%), а не кредитов или долгов (1%). Брали деньги в кредит или в долг в последние три недели-месяц 16% участников опроса, причем 13% – на цели, не связанные с закупками впрок или покупкой товаров длительного пользования.

Сбережения начали тратить четверть опрошенных, и большинство таких трат так же, как и в случае с кредитами, не связаны с ажиотажными закупками впрок.

“На какие именно цели граждане сейчас берут кредиты и тратят сбережения – имеет смысл выяснить в следующем опросе”, - заключают авторы исследования.

Источник: ru.reuters.com