Новости

МОСКВА (Рейтер) - Россия увеличит объемы онлайн-торговли товарами повседневного спроса, рынок которых сравним со всем нефтегазовым сектором, в пять раз за ближайшие полтора года, получив дополнительный импульс от коронавирусного кризиса, сказал глава одного из крупнейших фудтех-проектов в стране.

“Как повлияла пандемия - это был просто скачок. Грубо говоря, тренд у тебя такой, но в какой-то момент ты просто проскочил где-то полгода развития”, - сказал гендиректор Сбермаркета Асан Курмангужин в интервью Рейтер.

Сбермаркет, позволяющий заказывать быструю доставку из таких торговых сетей как Metro C&C и Auchan, оценивает сектор товаров повседневного спроса (FMCG) в 10-15 триллионов рублей и полагает, что доля онлайн-торговли в этом секторе вырастет с неполного 1% в конце этого года до среднеевропейского уровня в 2022 году.

“В России мы должны как минимум выйти на 5%. И сейчас есть и конкуренты, и ресурсы у этих конкурентов, и у нас, чтобы это сделать. Искренне верю, что в 2022 году мы их сделаем”, - сказал Курмангужин.

Исходя из этой оценки, потенциал рынка онлайн-торговли товарами повсегдневного спроса (e-Grocery) может составить ежегодно минимум 500 миллиардов рублей в сравнении с примерно 60 миллиардами, которые ожидали аналитики в этом году еще до пандемии.

“Это один из крупнейших рынков в России, он сравним с нефтегазовым сектором, с банковским сектором и так далее... И, как видите, мы здесь в самом начале своего развития”, - сказал Курмангужин.

Сбермаркет, подконтрольный СП Сбербанка и Mail.ru, планирует быть на нем одним из ключевых игроков - в этом году он ждет роста своего оборота (GMV) минимум в 11 раз с 1,852 миллиарда рублей в прошлом году.

В конце марта, когда Россия ввела карантин, Сбермаркет и его крупнейшие конкуренты, включая iGoods и Утконос, столкнулись с нехваткой персонала, не успевая развозить заказы. Сроки доставки растягивались на неделю и более, заставляя срочно нанимать новых работников.

Сбермаркет в этот период привлекал более 2.000 экспертов по закупке и водителей в неделю в сравнении с 200-250 до того.

По словам Курмангужина, с появлением информации о коронавирусе в России спрос в моменте превысил предложение в четыре раза. В мае оборот (GMV) компании вырос в 18,8 раз в годовом выражении.

У Сбермаркета заняло шесть лет и 10 месяцев, чтобы получить первый миллион заказов, и еще 71 день - чтобы сделать второй, говорит компания, чья история начиналась под названием Инстамарт семь лет назад. В СП Сбербанка и Mail.ru проект вошел в конце 2019 года.

“14 марта, когда... начались первые истории по поводу того, что в России может появиться коронавирус, у нас единомоментно с 5.000 сразу стало 20.000 (заказов)”, - сказал Курмангужин.

Он добавил, что после снятия ограничительных мер спрос возвращается к нормальным уровням, но во многом благодаря коронавирусу люди оценили удобство покупок онлайн и стали воспринимать их не как предмет моды или интереса, а как повседневный сервис.

“И большая часть людей будет экономить время, энергию, деньги и инвестировать их в свои семьи, хобби”.

После периода самоизоляции примерно половина оборота Сбермаркета приходится на новых клиентов, а месячная аудитория сервиса сейчас составляет два миллиона уникальных пользователей.

Теперь Сбермаркет, работающий более чем в 100 городах, обсуждает со Сбербанком инвестиции в компанию, подразумевая ее кратный рост, в том числе за счет расширения географии присутствия. До конца второго квартала компания должна открыться во всех российских регионах, не включая находящийся под западными санкциями Крым.

Источник: ru.reuters.com