МОСКВА (Рейтер) - Структурный профицит ликвидности в банковской системе России в марте снизился на 1,5 триллиона рублей до 2,3 триллиона рублей из-за роста объема наличных денег в обращении и бюджета, говорится в обзоре ЦБР.
Население в марте предъявило повышенный спрос на наличные деньги в связи с объявленными ограничительными мерами и самоизоляцией из-за коронавируса, поэтому банки запасались рублями.
Сбербанк сообщал, что по сравнению с мартом объем снятия наличных рублей в начале апреля существенно снизился - на 70% при снятии кэша в офисах банка и 28% — в банкоматах.
Центробанк пишет в обзоре, что отток ликвидности из банков в марте был связан с ростом спроса на наличные деньги, за месяц их объем в обращении вырос на 0,7 триллиона рублей (с учетом средств, использованных для пополнения касс и банкоматов кредитных организаций).
“В условиях повышенной неопределенности население склонно предъявлять высокий спрос на наличные деньги. Также значимую роль могли сыграть карантинные меры, потребовавшие накопления запасов наличных денег для расчетов в период изоляции”, - считает ЦБ.
Регулятор ожидает, что после стабилизации ситуации эти средства будут постепенно возвращаться на банковские счета в виде инкассированной выручки предприятий розничной торговли, депозитов и иных поступлений на счета в банки.
Кроме наличности, в марте были высокими бюджетные доходы, что также стало фактором, повлиявшим на снижение профицита. В этот период клиенты банков уплатили годовой налог на прибыль по итогам 2019 года, а налог на добычу полезных ископаемых был рассчитан по еще высоким ценам на нефть предыдущего отчетного периода.
В то же время часть социальных выплат, которые традиционно приходятся на начало календарного месяца, из-за объявления нерабочими дней с 30 марта были осуществлены в конце марта, что несколько компенсировало оттоки ликвидности за счет уплаты налогов.
Притоку средств в банки способствовали относительно высокие для этого периода иные расходы бюджета.
В итоге отток ликвидности за март оказался ниже, чем за аналогичный период предыдущего года.
Ситуация с валютной ликвидностью в марте была неоднозначной, в начале периода наблюдался рост ставок.
“Расширение базиса было связано с оттоком валютной ликвидности в банковском секторе на фоне высокого спроса на долларовую ликвидность на мировых рынках, а также со снижением цен на нефть”, - пояснил ЦБР.
После того, как ФРС США приняла меры, направленные на сокращение дефицита долларовой ликвидности, ситуация с валютной ликвидностью улучшилась, это случилось к концу марта-началу апреля.
ЦБ считает, что высокий запас валютной ликвидности в российском банковском секторе, накопленный в 2018–2019 годах, также оказывает поддержку, вследствие чего стоимость валютной ликвидности остается на уровнях заметно ниже, чем в середине 2018 года.
ЦБР понизил прогноз структурного профицита рублевой ликвидности на конец 2020 года с уровня 3,4–3,9 триллиона рублей до уровня 2,1–2,7 триллиона рублей.
Новая оценка учитывает уточнение прогноза объема наличных денег в обращении, временную приостановку проведения отложенных в 2018 году покупок иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации бюджетного правила, а также приостановку покупки золота на внутреннем рынке драгоценных металлов.
Влияние операций, связанных с продажей правительству акций Сбербанка, будет отражено в прогнозе ликвидности после обновления макроэкономического прогноза Банка России, то есть 24 апреля.
ЦБР также пишет, что в марте иностранные инвесторы относительно долго не продавали ОФЗ на фоне нарастающей пандемии коронавируса, однако прекращение сделки ОПЕК+ привело к снижению интереса к российским бумагам, и с 11 марта они начали сокращать вложения на 12–23 миллиардов рублей в день (по биржевым данным).
К концу месяца отток снизился до 2-10 миллиардов рублей в день, сменившись покупками в последние два торговых дня в размере 1,2 и 4,6 миллиарда рублей.
По итогам месяца нетто-продажи нерезидентов на рынке ОФЗ составили 161 миллиард рублей.
Источник: ru.reuters.com