МОСКВА (Рейтер) - Жесткие меры по борьбе с коронавирусом вместе с девальвацией рубля и сильным падением доходов населения могут вернуть российский авторынок в 2020 году к советским временам и к кризисным 90-м годам, считают участники рынка и эксперты.
Россия, где до сих пор был подтвержден 47.121 случай заражения коронавирусом, ввела частичный карантин, в том числе закрыв все автосалоны на крупнейшем московском автомобильном рынке и в некоторых других регионах.
Сильная девальвация рубля, спровоцированная резким падением цен на нефть, побудила россиян бежать в автосалоны в последнюю неделю марта, чтобы купить автомобили до ожидаемого скачка цен. Ажиотаж привел к давно не виданному росту продаж в марте, но этот рост был больше похоже на агонию, считают эксперты.
“Если из-за ослабления рубля можно было ждать сокращения спроса на 20%, то с учетом коронавируса спад может быть процентов 50”, - сказал Рейтер глава крупного российского автодилера Автоспеццентр Денис Петрунин.
В 2009 году рынок тоже потерял половину своего прошлогоднего объема, но тогда он падал с рекордных уровней в 2,9 миллиона штук.
В прошлом году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), было продано только 1,76 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей, и, по данным аналитического агентства Автостат, 1,6 миллиона штук легковых.
Сокращение продаж вдвое будет означать, что когда-то многообещающий российский авторынок, претендовавший на роль первого в Европе, упадет до менее одного миллиона штук.
Так мало автомобилей в стране продавалось в советское время более 30 лет назад, когда импортных машин еще не было, а дефицитные “Жигули” и “Волги” советского производства распределялись государством.
По данным агентства Автостат, в 90-е годы, когда цены на нефть долго держались на минимумах и население распавшегося Советского Союза резко обеднело, в год в среднем продавалось до 900.000 новых автомобилей.
Еще до обвала нефтяных цен и карантина эксперты ожидали, что рынок в 2020 году будет слабым из-за отсутствия роста доходов населения РФ, покупающего в основном дешевые автомобили массового сегмента.
Но теперь из-за девальвации рублевые цены на импортные или частично собираемые из импортных компонентов автомобили вырастут, и к этому добавится неуверенность в завтрашнем дне и безработица.
“Все сидят дома и зарплату не получают, - говорит исполнительный директор Автостата Сергей Удалов. - Те, кто не уверен в своей зарплате или те, у кого закрылся бизнес, сейчас не будут думать о машине”.
Доля автомобилей, покупаемых в кредит, растет и в последние годы она достигла 50%, но сейчас объемы автокредитования могут упасть в три-четыре раза, говорит руководитель одной из крупнейших автодилерских компаний Автомир Николай Груздев. Он считает, что падение рынка на 40-50% - реалистичный сценарий.
“Если банки будут бояться, что население обеднело и будут невозвраты по этим кредитам, то они начнут поднимать процентные ставки, начнут ужесточать условия, будет больше отказов”, - сказал он.
“Малый бизнес в тяжелой ситуации, доходы населения упадут. Насколько люди будут готовы покупать автомобили после того, как это все закончится - это большой вопрос”, - говорит аналитик ВТБ Владимир Беспалов.
Источник: ru.reuters.com