Новости

МОСКВА (Рейтер) - Дефицит частных инвестиций на фоне плохого инвестклимата, ограниченный снижением доходов населения слабый потребительский спрос и отсутствие реформ не оставляют российским властям другого выбора, кроме наращивания государственных расходов, чтобы приблизиться к цели президента Владимира Путина и подстегнуть экономический рост, говорят экономисты.

Однако внешние и внутренние ограничения могут снизить эффект госрасходов на экономику, указывают они.

В поиске инструментов для ускорения экономики чиновники финансово-экономического блока правительства все чаще спорят об альтернативных драйверах, перекладывая друг на друга ответственность за вялый рост. Едва затихнувшая публичная дискуссия о влиянии потребительского кредитования на экономику сменилась новой - тратить или не тратить резервы, и если да, то как.

На старте очередного президентского срока Путин призывал к технологическому прорыву и выводу России в топ-5 крупнейших экономик мира.

Российские власти ждут, что российская экономика вырастет в 2019 году на 1,3% по сравнению с 2,3% в 2018 году. Прогноз на 2020 год был недавно снижен до 1,7% с 2,0% ранее.

“У нас экономическая политика - это искусство возможного. Понятно, что в таких условиях, при таком инвестклимате запустить инвестиционную модель роста можно только в режиме ручного управления, только за счет госденег”, - сказал Кирилл Тремасов из Локо-инвест, который ранее возглавлял макроэкономический департамент Минэкономразвития.

Внешняя конъюнктура добавляет негатива в виде санкций, торговых споров и рисков замедления темпов роста мировой экономики вплоть до рецессии, что приводит к оттоку средств инвесторов с развивающихся рынков.

“У компаний нет стимула увеличивать инвестиции и брать дополнительные кредиты в банках, потому что они не видят потенциал роста спроса на ту продукцию и услуги, которые они могут поставлять. В этой ситуации увеличить темпы роста или двинуть экономику может по сути только государство”, - считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

Власти рассчитывают, что толчок экономическому росту придадут 12 нацпроектов и план модернизации инфраструктуры, которые вытекают из очередного майского указа президента. Их стоимость оценивается в 13,1 триллиона рублей до 2024 года.

Однако их влияние на рост пока ограничено недостаточной проработкой нацпроектов, нехваткой идей для массовой застройки и традиционной проблемой неэффективности использования средств, указывают экономисты.

По оценке Счетной палаты, в первом полугодии национальные проекты были профинансированы на 32% от годового плана - 560 миллиардов рублей из 1,8 триллиона. Минфин оценивает кассовое исполнение нацпроектов на середину сентября в 47%.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина говорила в этом месяце, что запаздывание бюджетных расходов приводит к замедлению темпов экономического роста.

“Ни один из чиновников сейчас не будет брать на себя ответственность вливать огромные бюджетные деньги в неготовые проекты. Невозможно в такие короткие сроки подготовить программу освоения таких серьезных ресурсов”, - объясняет Тремасов.

Медленное освоение ресурсов на нацпроекты может означать, что каналы расходования этих средств не вполне эффективны, пишет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

“В этом случае план по финансированию нацпроектов может быть недовыполнен не только в краткосрочной, но, возможно, и в среднесрочной перспективе, что подтверждает слабые ожидания их влияния на экономический рост и заставит рынок ухудшить прогноз роста на будущий год”, - допускает Орлова.

Минфин заложил рост расходов бюджета на нацпроекты до 2,0 триллионов рублей в 2020 году с последующим увеличением до 2,3 и 2,7 триллиона рублей в 2021-2022 годах.

Со следующего года у властей появится возможность помимо бюджетных денег использовать часть накапливаемых на случай кризиса резервов. Во второй половине 2020 года объем ликвидной части Фонда национального благосостояния преодолеет порог в 7% ВВП, после которого правительство может тратить аккумулируемые сверх этой планки средства.

На фоне дискуссии, куда и в каком объеме вкладывать излишки, глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина предложила обсудить повышение цены отсечения нефти, при превышении которой дополнительные доходы направляются в ФНБ. Инициатива вызвала бурную реакцию в Минфине, который отверг возможность пересмотра бюджетного правила.

При этом Минфин уже пообещал в следующем году вложить средства фонда в крупные проекты в РФ, в частности, в строительство комплекса по переработке этансодержащего газа и производству СПГ в Усть-Луге, который строят Газпром и компания Русгаздобыча, а также второго завода СПГ Новатэка - Арктик СПГ-2.

“Очевидно, есть потенциал для наращивания инвестиций со стороны государства. Даже если традиционно они были менее эффективные, чем частные инвестиции. Государство может больше инвестировать, и это поможет росту”, - сказал Дмитрий Полевой из РФПИ.

“Госсектор будет сейчас играть важную роль с точки зрения ускорения. У России готовность и возможность использовать бюджетную политику для ускорения роста экономики выше и лучше, чем у многих развитых и развивающихся стран. У нас есть потенциал для смягчения монетарной политики, есть устойчивое бюджетное положение, возможность тратить часть резервов”.

Однако отдача от госинвестиций может появиться только через несколько лет, когда нормализуется ситуация в мировой экономике, считают Тремасов и Тихомиров.

“Сама по себе российская экономика обеспечить высокие темпы роста даже при больших государственных инвестициях не в силах. Лучшее, на что можно рассчитывать, это рост где-то около 2% год к году в перспективе полутора-двух лет”, - считает Тихомиров.

“После серьезного спада в мировой экономике и возобновления роста в мире, когда появятся внешние драйверы, в этот момент активизируются внутренние инвестиции - частные, государственные. Поэтому через 3-4 года сможем начать разгоняться. Но на ближайшие пару лет я вообще ничего не вижу”, - сказал Тремасов.

Глава Сбербанка Герман Греф считает, что увеличение бюджетных расходов и нацпроекты все равно не позволят придать экономике ускорение, так как ключевая проблема в отсутствии у властей консенсуса относительно того, что надо делать.

“Если нет консенсуса в том, что надо делать, то вопрос “как?” вообще не стоит в повестке дня. В эффективной модели управления ты в отсутствии ресурсов находишь решение, в неэффективной модели ты при переизбытке ресурсов единственное, что производишь - большое количество шума, который не дает конечного результата”, - говорил Греф на финансовом форуме в сентябре.

Источник: ru.reuters.com