Новости

МИНСК/МОСКВА (Рейтер) - Затягивание ценового спора России и Белоруссии о нефтяных поставках в 2020 году невыгодно обеим сторонам, но прогресс в переговорах отсутствует, указывая, что разногласия могут иметь политический характер.

Минск уже больше месяца безуспешно пытается согласовать льготные цены на российскую нефть для своих НПЗ на 2020 год, что привело к резкому сокращению поставок в январе, но Москва не идет на уступки, рискуя в свою очередь важнейшим направлением транзита нефти и газа.

“Здесь и политическая, и экономическая составляющая. Но больше политики”, - сказал 24 января президент Белоруссии Александр Лукашенко, которого цитирует официальный интернет-портал главы государства.

Российская публичная позиция сводится к тому, что отсутствие договорённостей российских поставщиков и белорусских НПЗ - экономический спор.

Так, в январе бывший вице-премьер РФ Дмитрий Козак говорил, что “все договоренности - это частные коммерческие контракты” российских нефтяных компаний с белорусской стороной.

Однако белорусские аналитики увязывают сокращение поставок с интеграционными процессами.

“Этот спор (о цене на нефть) нельзя рассматривать в рамках экономических отношений. Энергетическая часть соглашений обсуждалась в пакете с соглашениями об углубленной интеграции. Поэтому, конечно, у этого спора очень сильная политическая окраска”, - сообщил Рейтер Андрей Егоров, директор белорусского Центра европейской трансформации.

Предполагалось, что уже в 2022 году Россия и Белоруссия смогут создать союзное государство с единым внешнеторговым режимом и частично унифицированным правом, однако процесс застопорился.

“...(Это) рычаг принуждения Беларуси к не очень выгодным для нее решениям по углублению интеграции... Беларусь пытаются обанкротить для последующей смены власти”, - добавил Егоров.

Рейтинговое агентство Fitch в своем обзоре от 27 января предположило, что потенциальные механизмы компенсации более высоких затрат Белоруссии на импорт энергоносителей из РФ или двустороннего финансирования будут установлены только после соглашения с Россией о степени и темпах экономической интеграции.

Fitch считает, что белорусские власти закладывают в планы на 2020 год постепенный рост цен на импортируемую нефть и отсутствие компенсации потерь со стороны РФ.

Российская нефть будет по-прежнему покупаться Минском с дисконтом к мировым ценам, однако эта скидка снизится до $1,3 миллиарда (0,9% от предполагаемого ВВП Белоруссии в 2020 году) с $1,7 миллиарда (1,3% ВВП) в прошлом году, по оценкам Fitch.

Российский Ренессанс Капитал полагает, что Москва и Минск смогут достигнуть взаимопонимания по экономическим вопросам, а затянувшиеся переговоры не будут очень болезненными для белорусской экономики.

“...Есть несколько сценариев: локальный спор без нарушения глубинных экономических связей и более радикальный политический конфликт... Белоруссия и Россия спорят не в первый раз и всегда эти споры заканчиваются каким-то компромиссом. Мы ожидаем, что ситуация разрешится в течение месяца, февраля, без серьезных потерь для роста Белоруссии”, - сказала Рейтер Софья Донец, директор, экономист по России и СНГ Ренессанс Капитала.

Вместе с тем источник Рейтер, знакомый с позицией российской стороны, сказал, что кредиты Москвы Минску и компенсация потерь Белоруссии от налогового маневра будут напрямую зависеть от развития интеграционных процессов.

“Экономическая интеграция, единый эмиссионный центр, единый расчетный центр. Очень закрытая тема. Мы отказали в компенсации. Если она (компенсация) будет, значит продавили с союзным государством”, - отметил он.

Белоруссия, партнёр РФ по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), получает российскую нефть без уплаты таможенной пошлины, но эта льгота постепенно сходит на нет по мере проведения в РФ налогового манёвра, предусматривающего постепенный отказ от пошлины для всего нефтеэкспорта, а не только в рамках ЕАЭС.

“Белорусские власти занимают жесткую позицию сейчас, чтобы это не стало шоком на будущие годы. Риски этого года - то, что власти ставят на кон, чтобы предотвратить гораздо более тяжелые риски в будущем”, - сказал Рейтер Дмитрий Крук, старший научный сотрудник исследовательского центра Beroc в Минске.

По данным источников в торговых кругах, разногласия сторон касались размера дисконта в формуле цены нефти для белорусских НПЗ.

Для нефтекомпаний РФ экспорт в Белоруссию благодаря отсутствию пошлины также является премиальным направлением, однако поставки российской нефти в Белоруссию в январе 2020 года упали в три раза по сравнению с прошлым годом.

В результате российские экспортеры перераспределяют объёмы в морские порты вместо белорусских НПЗ, а Минск ищет альтернативные источники ресурсов, сокращая нефтепереработку.

В январе президент Лукашенко сообщил, что Белоруссия хотела бы сократить поставки нефти из России до 30-40% от потребности, получая сырьё, пусть и более дорогое, из других стран, в частности из Саудовской Аравии, ОАЭ и США.

На сегодняшний день известно лишь об одной партии нефти объемом 80.000 тонн, которая поступила в Литву из Норвегии для поставки на Новополоцкий НПЗ в Белоруссии, что составляет лишь 5% от среднемесячного уровня переработки в республике в 2019 году.

Также нерешённым остаётся вопрос о ценах на российский газ для Белоруссии - 31 декабря они были согласованы только на январь-февраль этого года.

РФ сделает ошибку, если ещё больше снизит стоимость газа для Белоруссии в условиях нерешенных вопросов формирования союзного государства между двумя странами, сказал президент РФ Владимир Путин в декабре прошлого года в ходе ежегодной пресс-конференции.

“Вы (РФ) устанавливайте свою цену на газ, но мы будем тоже действовать исходя из собственных интересов”, - цитирует Лукашенко сайт президента Белоруссии.

Россия зависит от транзита углеводородов через Белоруссию намного больше, чем от поставок на её внутренний рынок. Так, транзит нефти по территории Белоруссии в Польшу, Германию, Чехию, Словакию и Венгрию по трубопроводу “Дружба” в 2019 году составил 43,9 миллиона тонн, а на заводы республики - 17,6 миллиона тонн.

В прошлом конфликты между Москвой и Минском неоднократно становились причиной перебоев прокачки российской нефти в Европу, и теперь затяжная остановка транзита и поставок в Белоруссию чревата ограничением экспорта и снижением производства сырья в РФ.

Газотранспортная система Белоруссии технологически связана с аналогичными системами соседних стран и позволяет осуществлять транзит российского природного газа в Польшу, Литву, Украину и Калининградскую область РФ.

Объем транзита российского природного газа через Белоруссию составляет около 40 миллиардов кубометров в год, а поставки потребителям в Белоруссии - около 20 миллиардов кубометров в год.

Источник: ru.reuters.com