ЛОНДОН (Рейтер) - Майкл Кларк из Amy’s Housewares, британского ритейлера товаров для дома, больше всего боится одного: готовясь к открытию лондонских магазинов 15 июня, как и другие ритейлеры по всей Британии, он переживает, что клиенты “не будут тратить деньги, у них нет веры в экономику”.
И его опасения, отраженные в исследовании Британской ассоциации независимых ритейлеров (BIRA) в преддверии ослабления мер социального дистанцирования по всей стране, возможно, далеко не беспочвенны.
Потребители по всему миру выходят из карантина более пугливыми и более бережливыми. Это будет тормозить восстановление и может вынудить правительства и центробанки продолжить “коронавирусную” раздачу денег.
Экономит население разными способами: некоторые домохозяйства держат в копилке те наличные, которые удалось сохранить за время локдауна; другие переходят на более дешевый ассортимент товаров или покупают только необходимый минимум.
Есть и дополнительные риски для потребительского спроса, такие как полное разорение и потеря покупательной способности у семей, пострадавших от пандемии, или непредсказуемые изменения потребительских привычек у тех, кто переместился из офиса домой и продолжит работать удаленно.
Китайские гипермаркеты начали постепенно наполняться с апреля, когда были ослаблены карантинные меры. У некоторых категорий товаров взлетели продажи онлайн - зачастую не без помощи скидок и государственных купонов.
Но затяжная настороженность покупателей в отношении товаров не первой необходимости может подорвать надежды Пекина на возобновление роста экономики.
“Потребители концентрируются на насущно необходимых категориях”, - говорится в отчете Fitch Solutions от 4 июня. Аналитики Fitch предсказывают падение расходов китайских домохозяйств в этом году и снизили прогноз роста экономики до 1,1% с 5,6%, ожидавшихся до пандемии.
В Соединенных Штатах распространенные бренды, такие как шоколадный гигант Hershey или производитель зубной пасты Colgate, сообщают о падении продаж. Тем временем магазины “всё за доллар” распахивают двери для нового класса покупателей, как было после финансового кризиса 2008-09 годов.
“В 2008 люди потеряли работу... и нашли нас. Думаю, примерно к этому мы и готовимся, глядя в хрустальный шар предсказаний на вторую половину этого года и на 2021-й”, - сказал глава сети магазинов Dollar Tree Гэри Филбин 28 мая.
Многое зависит от того, как население поступит с огромными накоплениями, которые удалось сделать выстоявшим в карантин домохозяйствам, - они достигли рекордного уровня в 33% доходов.
Этот уровень снизится, но тех, кто ожидает прилива наличности в экономику, может ждать разочарование. В 2012 году исследование специалистов МВФ показало, что затяжная неопределенность после рецессии 2008-09 годов вылилась в устойчивый рост сбережений и более низкое потребление - а значит, и замедление роста всей экономики.
К тому же многие американские домохозяйства ждет “обрыв” доходов после истечения в мае единоразовых налоговых льгот и прекращения выплат компенсаций по безработице в пандемию в июле, сообщила Oxford Economics.
“Это будет, скорее всего, сдерживающим фактором в восстановлении потребительских расходов и в 2021 году”, - говорится в записке Oxford Economics от 3 июня.
Такой сценарий может подтолкнуть чиновников либо к стимулированию потребления посредством более быстрого снятия ограничений и дополнительных мер поддержки, либо к дальнейшему снижению процентных ставок в направлении или даже вглубь отрицательной территории.
Такая же дилемма - в Европе. Европейский центробанк прогнозирует, что сбережения домохозяйств вырастут на 6 процентных пунктов до 19% дохода в этом году и останутся высокими и в следующем. Долговременный эффект от экономических потрясений, накладывающий отпечаток на поведение потребителей, экономисты называют “шрамом”.
Французский министр финансов Брюно Ле Мэр призвал ввести меры прямого стимулирования спроса. Германия объявила о снижении НДС во втором полугодии для поддержки потребления и разовых пособиях в размере 300 евро на ребенка для помощи семьям.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
Источник: ru.reuters.com